Музей «Служба 01»

 

ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК ЦЕНТР ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Приобщение к истории родной страны может происходить через изучение, эмоциональное переживанием, «прикосновение» к «отражениям» предыдущих эпох: историческим документам, фотографиям, артефактам. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.

Особое место в современных общеобразовательных учреждениях России отводится школьным музеям, которые призваны комплексно решать вопросы гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения средствами экскурсионной и музейной деятельности.

Осваивая теоретические знания и практические умения в музейном деле, учащиеся приобретают уважение к прошлому, учатся бережно относиться к реликвиям, они сознают необходимость сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности.

Программа занятий в школьном музее «Служба 01» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого ознакомления с историей отдельных экспонатов, к самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.

Разработка наглядных пособий, муляжей, оформление экспозиций и выставок, музейного оборудования производится с привлечением информационных технологий, что является предметом совместной творческой работы руководителя музея и детей.

Занятия нацелены на формирование у школьников устойчивого интереса к музееведческой деятельности. Поэтому организовано посещение детьми самых разных музеев, знакомство с приемами экспонирования, атрибутикой и художественным оформлением.

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность — самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, тематико-эксозиционный план, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно-полезных и личностно значимых формах деятельности.

По окончании обучения по программе учащиеся должны знать историю пожарной охраны в России, историю музейного дела, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле. Выпускники должны уметь вести исследовательские краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу.

Подведение итогов деятельности организовано в различных формах общественной презентации (выставка, экскурсия, предметная неделя, конкурс экскурсоводческого мастерства, краеведческая конференция).

Таким образом, занятия по программе «Экскурсоведение» в школьном музее «Служба 01» создают условия для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности; способствуют формированию социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность; помогают школьникам, проявляющим стремление к освоению профессионального мастерства в музейном деле.

Особенностью музея «Служба 01» является то, что он создавался одновременно с ДЮП школы. Его функционирование призвано способствовать наиболее полной реализации задач пропаганды противопожарных знаний.

Поэтому помимо собственно музейной экспозиции, излагающей факты истории развития Пожарной охраны, при разработке концепции и образовательной программы предусмотрен резерв для работы актива Зала в составе ДЮП школы, сделан акцент на гражданско-патриотическое направление воспитания детей на примерах повседневной героики работы пожарных.

Высока роль музея «Служба 01» в образовательном процессе.
Совет музея организует следующие мероприятия:
1) обзорные экскурсии для учащихся, для гостей школы
2) тематические экскурсии (посвященные памятным дням пожарной охраны, деятельности пожарных в суровые годы Блокады и т д)
3) проведение уроков на базе музея
4) конкурсы творческих и исследовательских работ учащихся по гражданскому и патриотическому воспитанию
5) подготовка учебно-исследовательских работ к городским и районным конференциям
6) семинары руководителей школьных музеев
7) участие в Днях открытых дверей для родителей
8) проведение уроков мужества, праздников, встреч с интересными людьми

Без привлечения потенциала музея не обходится ни одно мероприятие по пожарной тематике в школе. Здесь проводят свои заседания активисты ДЮП. На базе нашего музея проводится внеклассные занятия для школьников с показом презентаций и реальных образцов боевой одежды, снаряжения и вооружения исторических и ныне действующих образцов, сопровождающиеся показом наглядного стендового материала, занятия с активом ДЮП.

Буклет музея 12

 

 

 

236

 

С 1 апреля по 20 мая в школе  был организован многоэтапный историко-краеведческий конкурс Фрунзенский район от А до Я.

 

Задачами конкурса были:

     Привлечение внимания школьников к изучению истории Фрунзенского района.

     Актуализация знания учащихся по истории Фрунзенского района.

     Мотивировать включение учащихся в коллективную творческую деятельность.

     Воспитывать бережное отношение учащихся к своей Малой Родине.