Особенности воспитательной системы ГБОУ СШ № 236

Полезные ссылки: Юнармия РФ

 

 

 

В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Поэтому при формировании личности, необходимо сочетать гражданскую, правовую, политическую культуру и ощутимый вклад должна внести именно современная школа. Воспитание гражданина является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в Законе РФ «Об образовании» и в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015годы».

По словам премьер-министра РФ Д.А. Медведева, гражданско-патриотическим воспитанием «нужно заниматься, заниматься и в школе, и в студенческих коллективах, но заниматься так, чтобы это создавало соответствующее желание у наших молодых людей, школьников и студентов изучать историю страны, создавало ощущение причастности к сегодняшнему дню и гордости, конечно, за те события, которые были в прежний период».

 

Гражданско-патриотическое воспитание в школе – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки учащихся к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

Воспитательная система школы № 236 основывается на взаимосвязи таких понятий как «гражданское образование» и «патриотическое воспитание». Работа по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется через организацию учебных занятий, проведение внеклассной и внеурочной работы.

Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние социальной и предметно-эстетической среды.

В школе сформирована целостная система мер по гуманизации и демократизации образовательного процесса, учитывающая потребности обучающихся, их родителей и общественности. Комплекс воспитательных мероприятий направлен на формирование культуры и патриотизма юных петербуржцев.

Основные направления гражданско-патриотического воспитания.

 

Основные направления гражданско–патриотического воспитания в школе сформированы на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы»:

— Духовно-нравственное. Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

— Историко–краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко — культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном селе, городе,районе.

— Гражданско–правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.

— Социально–патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

— Военно–патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

— Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

— Культурно-патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.

 

Для успешной реализации программы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся в школе созданы следующие условия:

— разработана воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества;

— функционирует система дополнительного образования;

— создана система традиционных общешкольных мероприятий и творческих проектов;

— развивается музейная работа;

— развивается школьное ученическое самоуправление;

Традиционные праздники школы:

    1. «День знаний».
    2. «Праздник Букваря».
    3. «Золотая осень».
    4. «День учителя».
    5. «День матери».
    6. «Хеллоуин».
    7. «Новый год».
    8. «День снятия блокады Ленинграда».
    9. «Уроки мужества» с участием ветеранов Великой Отечественной войны, Вооружённых сил и воинов-интернационалистов.
    10. «День защитника Отечества».
    11. «Международный женский День 8 Марта»
    12. «День пожарной охраны».
    13. «День Победы».
    14. «Последний звонок».
    15. «День Спасателя».

С целью повышения культурного уровня школьники ездят на экскурсии, посещают театры и музеи, в школу приглашаются театральные коллективы, проводятся выездные интерактивные уроки на базе информационно-развлекательного комплекса «Трансфорс», дети участвуют в различных культурно-патриотических акциях и мероприятиях района и города.

      Школа также использует свои возможности для физического развития учащихся: регулярно проводятся занятия физической культурой, работают секции волейбола, каратэ, тенниса Команды школы регулярно и успешно участвуют в районных и городских соревнованиях в рамках программы «Спортивное многоборье». Юнармейцы военно-патриотического отряда «Тайфун» (МЧС) достаточно успешно выступают не только на районных оборонно-спортивных соревнованиях, но уже не первый год являются участниками почти всех городских соревнований и конкурсов в рамках программ «Школа безопасности» и «Зарница». Дважды команды (10 кл. и 6 кл.) военно-патриотического объединения (ВПО) «Тайфун» были участниками Открытого финала вышеуказанных соревнований в г. Луга Северо-Запада России, где показывали хорошие результаты.

На протяжении ряда лет в школе реализуется районная программа «Воспитание», которая предусматривает участие педагогов, школьников и ученических коллективов в мероприятиях районного и городского уровня по следующим направлениям:

    1. Проект «Система повышения квалификации» (предусматривает повышение квалификации педагогов по различным аспектам педагогической деятельности). Ответственный – заместитель директора по УР Никифорова В.А.
    2. Проект «Патриотическое воспитание» (предусматривает комплексный подход к гражданскому и патриотическому воспитанию). Ответственный – заместитель директора по ВР Скачкова И.Р.
    3. Проект «Физкультура и спорт» (развитие массовой физкультуры и спорта в районе, укрепление здоровья учащихся, формирование у учащихся здорового образа жизни, укрепление материальной базы для занятий спортом). Ответственный — учитель физической культуры Правдина О.С.
    4. «Экологический проект» (организация общественно-полезной деятельности учащихся в зелёных зонах района, выявление и поддержка биологического разнообразия района, создание зелёных зон вокруг ОУ и внутри школьных помещений). Ответственный – учитель географии Подымова Д.В.
    5. Проект «Знания, творчество, социальная активность» (формирование умений и навыков творческой и научно-исследовательской деятельности учащихся, создание образовательной среды для социализации личности учащегося). Ответственные — педагоги дополнительного образования.
    6. Проект «Содружество увлечённых» (создание условий для развития вариативной системы дополнительного образования в ОУ района, разработка и реализация эффективных форм организации дополнительного образования). Ответственный – заместитель директора по ВР Скачкова И.Р.
    7. Проект «С надеждой на будущее» (создание комплексной системы психолого-медико-социальной профилактики наркозависимости). Ответственный – социальный педагог Конева С.В.
    8. Проект «Профилактика правонарушений» (создание комплексной системы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних). Ответственный – социальный педагог Конева С.В.
    9. Проект «Здоровый ребенок» (создание здоровьесберегающей и обеспечивающей безопасность жизни образовательной среды). Ответственные — Скачкова И.Р., Конева С.В. и медицинская служба.

В 2007 году в школе начал действовать музей «Служба 01″, в котором экскурсии проводят учащиеся–юнармейцы ВПО «Тайфун» и члены Дружины юных пожарных под руководством Марии Яковлевны Сарриной, руководителя кружка «Пожарная застава-236″. Экспозиции музея отражают историю становления пожарной охраны России и Санкт-Петербурга, пожарного дела на Руси, пожарного костюма, пожарной техники. Имеется уголок памяти пожарных, погибших при тушении пожара в гостинице «Ленинград». В октябре 2008 года наша школа получила благодарность от 10-го Отряда пожарной охраны за пропаганду пожарного дела.

ВПО «Тайфун» тесно сотрудничает и получает необходимую методическую помощь от Пожарно-спасательного отряда при Администрации Фрунзенского района, 10-го отряда пожарной охраны Санкт-Петербурга, Управления ГО и ЧС нашего района, Огромный вклад в создание музея, а также в экипировку команд отряда внесло Муниципальное образование Волковское, на средства которого была приобретена форма для юнармейцев. Постоянно укрепляется база материально-технического обеспечения образовательного процесса.

В 2008 году в школе создана единственная во Фрунзенском районе Дружина Юных Пожарных (ДЮП), основными задачами которой являются профилактика противопожарной безопасности детей, практическое изучение основ ликвидации очагов пожара, а также досуговая деятельность в рамках участия в городских мероприятиях по программе «Юный спасатель», проводимых ВДПО Санкт-Петербурга.

Наша программа МИР.